Блок авторизации
Ник

Пароль


Забыли пароль?

Нет учетной записи?
Зарегистрируйтесь!

Главное меню
   Карта сайта

Цитата
"Чрезмерное усердие больше портит, чем улучшает."

Плиний Младший

"Когда человек не знает, к какой пристани держит путь, для него ни один ветер не будет попутным."

Сенека Младший

Последние объявления

Поиск

Галерея

Раздел: Центр детского творчества

Перейти в раздел

Дополнительные ссылки: ДСОШ №4
Новости города ДятьковоНОВОСТИ
ДСОШ №4


Главная страница раздела: Средняя общеобразовательная школа №4
Администрация школы
Методические объединения
Гордость школы
Социальный педагог
Психолог
Лицензия
Санитарно-эпидемиологическое заключение
Свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе юридического лица
Свидетельство о государственной регистрации права
Свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц
Гимн школы

 ФОРУМ

Информация о школе: ДСОШ №4

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Дятьково

242600 Брянская область, г.Дятьково, 13 микрорайон, д.2-а
Сайт школы: http://dsh4.narod.ru
email: dsh4@list.ru



ДСОШ №4 Страница психолога

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ ДЕТЕЙ

"МЕЧТАТЕЛИ"
Развитие по данному типу происходит у детей, которые не получают достаточного внимания со стороны взрослых. Это может объясняться отсутствием семьи или неблагополучием в ней, а также повышенной потребностью ребенка во внимании к себе.
Уход от реальной деятельности - это уход во внутренний мир, в игровое фантазирование. Игра в уме становится средством удовлетворения, как игровой потребности, так и потребности во внимании окружающих. Попытки вернуть фантазера к скучной и неинтересной для него деятельности дополнительно стимулирует его бегство в мечты.
В школьном возрасте уход от реальности - это продолжение дошкольного, игрового способа жизни.
Уход от реальности характеризуется сочетанием следующих показателей:
o пассивность ребенка, выражающаяся в разных формах, успеваемость при этом может быть как низкой, так и высокой;
o проявления демонстративности принимает мягкие, социально приемлемые, негрубые формы;
o склонность к фантазированию;
o повышенный уровень тревожности.
СОВЕТЫ
Во-первых, активное воображение ребенка надо вернуть из мира фантазий, направив его на решение реальных творческих задач. Во-вторых, в этой реальной творческой деятельности ему необходимо постоянно обеспечивать эмоциональную поддержку, внимание, ощущение успеха.

"НЕУДАЧНИКИ"
Основной психологической особенностью при этом неблагоприятном варианте развития личности является повышение уровня тревоги, проявляющееся в неуверенности в себе, постоянном беспокойстве, волнении. К повышению уровня тревоги приводит любое неблагополучие условий жизни ребенка, отрицательная оценка его окружающими, трудности в общении и т.п.
Повышение уровня тревоги приводит к серьезным трудностям в учебе, общении, сказывается во всех сферах жизни ребенка.
Основой для вывода о том, что у ребенка наблюдается синдром неудачника, служит сочетание следующих данных:
o низкие достижения ребенка.
o высокий уровень тревоги и беспокойства, неуверенность в себе.
o установка на исполнительность, высокая значимость для ребенка оценок, дающихся взрослыми.
В подростковом возрасте у детей-"неудачников" нередко совершается переход от позиции плохого ученика к самосознанию безнадежно неуспешной личности.
СОВЕТЫ
Чтобы избавить ребенка от синдрома неудачника, нужно:
o обеспечить ему ощущение успеха;
o снизить ценностное значение школьных отметок (но не знаний!);
o хвалить ребенка не за результат, а за любую попытку его достижения;
o обязательно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя.


"УМНИКИ"
Дети с этим вариантом развития, интеллектуализмом, отличаются хорошим логическим мышлением при недостаточности эмоциональной сферы, образных представлений, воображения, восприятия. Как правило, отстает и двигательная сфера.
Обычно интеллектуализм складывается в дошкольном возрасте. Его главная причина - это недооценка взрослыми той роли, которую играют в развитии ребенка "детские" занятия: рисование, лепка, конструирование из кубиков, действия с простейшими орудиями (детским совочком, игрушечным молотком и т.п.). В воспитании ребенка делается акцент на развитии логического мышления. Такому ребенку с раннего детства предлагаются разнообразные задачи скорее школьного, чем дошкольного типа.
Характерное для интеллектуализма:
o высокий уровень развития логического мышления;
o недоразвитие образной и эмоциональной сферы;
o низкий уровень самостоятельности ребенка;
o трудности в общении со сверстниками, предпочтение общения со взрослыми.
СОВЕТЫ
В случае появления черт интеллектуализма следует хоть немного "разбавить" умственные занятия чем-то более эмоционально насыщенным. Родителям надо также постараться "домашними средствами" облегчить ребенку поиски друга или подруги (среди детей своих друзей, попробовать определить его в секцию, кружок, где он сможет найти кого-нибудь со сходными интересами и т.п.). Чем младше ребенок, тем важнее уделять внимание занятиям, развивающим образную сферу и повышающим эмоциональность. Это, в первую очередь, "дошкольные" занятия: игра, рисование, конструирование, лепка. Но самое главное в любом возрасте - это эмоциональное общение со взрослыми.


"ГОВОРУНЫ"
Вербализм (в дословном переводе с лат. - "словесность") - это значительно более выраженный, чем интеллектуализм, тип дисгармоничного формирования личности. Вербализм характеризуется преобладанием речевого развития над другими психическими процессами - в том числе, и над логическим мышлением.
Бойкая речь, уверенные ответы на любой вопрос (как правило, всего лишь воспроизводящие то, что услышано ранее), огромная "эрудиция" ребенка привлекают повышенное внимание окружающих, которые высоко оценивают его достижения. На самом деле эти достижения являются односторонними. Они исчерпываются высоким уровнем развития речи (иногда не только устной, но и письменной) и словесной памяти. Между тем у ребенка может возникнуть самоощущение "вундеркинда". Он не столько действует, сколько демонстрирует свои способности взрослым. Общеразвивающие дошкольные виды деятельности окончательно исчезают из арсенала его занятий. Общение со сверстниками нарушается из-за отсутствия общих интересов.
При вербализме у детей могут отмечаться следующие трудности:
o неожиданно низкая успеваемость;
o неорганизованность;
o трудности в общении со сверстниками и/или с учителем;
o нарушения правил поведения в школе, связанные с неумением ребенка управлять своими действиями.
СОВЕТЫ
o с ребенком необходимо заниматься рисованием, лепкой и другими "детскими" занятиями на доступном ему уровне;
o нужно ограничивать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность.


"ПУТАНИКИ"
Социальная дезориентация их проявляется в том, что для ребенка-путаника резко затруднено овладение правилами поведения. В итоге возникает неуправляемость, возможны агрессивные действия, мелкое воровство, ребенок может ломать ценные вещи. Выясняется, что происходит это от непонимания запретов, а не от их сознательного нарушения.
Социальная дезориентация появляется в тех случаях, когда понижена чувствительность ребенка к социальным нормам. Дети с высоким общим уровнем социализированное при изменении ситуации легко встраиваются в новую жизнь, быстро начинают "чувствовать" новые требования, предъявляемые к ним, и новые ожидания окружающих. У детей-путаников приспособление к новым условиям резко затруднено.
Благодатной почвой для социальной дезориентации становится импульсивность, резко повышающая частоту столкновений ребенка с социальными нормами. Импульсивность - это склонность к совершению необдуманных действий.
Итак, социальная дезориентация проявляется в странном поведенческом сочетании:
o ребенок нарушает социальные нормы вследствие недостаточной чувствительности к их сути (ребенок "не понимает, что можно, а чего нельзя", "не удается объяснить ему, как нужно себя вести" и т.п.);
o отсутствует сознательная направленность на подобные нарушения и есть желание "быть хорошим".
СОВЕТЫ
Основные рекомендации при социальной дезориентации состоят в следующем:
o необходимо свести запреты к минимуму (запрещать нужно только наиболее грубые проявления);
o все мелкие нарушения нужно как бы оставлять без внимания: они не должны влечь за собой наказания;
o следует понемногу расширять круг правил поведения, задаваемых ребенку, доводя до возрастной нормы;
o серьезность наказания должна строго соответствовать тяжести совершаемых ребенком проступков;
o очень важно поддерживать и повышать самооценку ребенка;
o всегда помнить, что ребенок нарушает правила не намеренно, а из-за того, что он плохо чувствует и недостаточно понимает ситуацию;
o оказывать ребенку помощь в налаживании общения со сверстниками;
o полезно обсуждать с ребенком рассказы и сказки, выясняя, кто из персонажей поступил хорошо, а кто - плохо;
o необходимо постоянно разъяснять ребенку-путанику возможные варианты поведения в различных конкретных ситуациях, вырабатывая у него стандартные, общепринятые формы поведения.


"АКТЕРЫ"
В основе демонстративного поведения лежит повышенная потребность ребенка во внимании к нему окружающих. Детям-актерам свойственно несколько нарочитое ("театрализованное") поведение, любовь к украшениям. Для привлечения внимания могут использоваться самые разные средства: кривлянье, нарочитое нарушение правил поведения, подчеркнуто "идеальное" поведение и даже подчеркнутая застенчивость, когда ребенок как бы говорит: "Посмотрите, как я стесняюсь!".
Чрезмерно высокий уровень демонстративности приводит к истероидному складу личности. Для ребенка с такими личностными чертами характерны склонность к частым колебаниям настроения, кратковременность и неустойчивость переживаний, могущих возникать по незначительному поводу и исчезать без всякой видимой причины.
СОВЕТЫ
Итак, родителям, воспитывающим ребенка-актера с повышенной демонстративностью, необходимо:
o помнить, что загнанная внутрь, нереализуемая потребность во внимании к себе может породить серьезные нарушения в развитии личности;
o не допускать фиксации ребенка на своих болезнях, поэтому не делать лечение приятным;
o помогать ребенку найти те формы активности, в которых потребность его во внимании может успешно удовлетворяться;
o искать сферы деятельности, в которых ребенок сможет себя реализовать (различные виды творчества: театральные занятия, рисование, танцы, пение и т.п.);
o поддерживать устойчивую позитивную самооценку, которая побуждает ребенка преодолевать трудности и неудачи, добиваться высоких достижений.


"НЕГАТИВИСТЫ"
В дошкольном или младшем школьном возрасте у детей с особенно высокой потребностью во внимании к ним часто складывается негативное самопредъявление. Главное проявление негативного самопредъявления состоит в том, что ребенок привлекает внимание окружающих к себе с помощью постоянного нарушения правил поведения. В этом и состоит основная особенность его поведения. Негативное самопредъявление складывается вследствие невозможности для ребенка найти другие способы удовлетворения особо высокой потребности во внимании к себе. Частой предпосылкой возникновения этого неблагоприятного варианта развития является атмосфера повышенного внимания к ребенку со стороны окружающих в раннем возрасте и его недостатком впоследствии.
Итак, вывод о том, что у ребенка сложилось негативное самопредъявление, может быть сделан при сочетании следующих данных:
o сознательное нарушение ребенком правил поведения, чтобы вызвать к себе внимание в виде наказания или замечания;
o яркая демонстративность, нарочитость при нарушении правил;
o отсутствие очевидных причин нарушения правил, таких как высокая импульсивность, низкий уровень самоконтроля, взрывчатость.
СОВЕТЫ
o Основной принцип - это четкое распределение, регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а тогда, когда он хороший.
o Особенно важно, чтобы взрослые отказались от ярких эмоциональных реакций в ответ на проступки ребенка, ибо их-то он и добивается.
o Основной способ наказать "негативиста" за его проделки - это лишить его общения. А главная награда - это любящее, открытое, доверительное общение.
o Очень важно помнить, что ребенка с негативным самопредъявлением ни в коем случае нельзя оставлять вообще без внимания.





Яндекс.Метрика
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску Rambler's Top100 Яндекс цитирования
ВНИМАНИЮ ПОСЕТИТЕЛЕЙ САЙТА: публикация на сайте новостей, статей, комментариев, мнений, суждений внештатных авторов не означает, что администрация сайта всегда разделяет точку зрения выступающих. Администрация сайта НЕ НЕСЁТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ за содержание рекламных объявлений!