Школьная документация Положение о классном руководителе ДСОШ №3
2013-03-03 19:45:58. Прочитали: 271
Положение о классном руководителе ДСОШ №3
I. НАЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Классный руководитель — это профессионал — педагог, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальный корректив развития каждой личности.
Основное назначение воспитателя — максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.
Ведущие цели классного руководства:
— непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием школьника;
содействие созданию самых благоприятных условий для формирования его личности;
осуществление необходимых педагогических корректив в системе его воспитания;
организация необходимых воспитательных воздействий для создания благоприятной микросреды и высокого психологического климата в классе;
координация усилий всех взрослых и педагогов, влияющих на становление личности его воспитанников.
Основные задачи классного руководителя:
создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей самореализацию каждого ребенка;
организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения;
коррекция индивидуального развития учащихся класса, способствующая свободному и полному раскрытию всех способностей школьников и их формированию.
II. ФУНКЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Основными функциями классного руководителя являются:
1. Организация деятельности классного коллектива.
Ведение журнала.
Организация классного коллектива: распределение поручений, работа с активом, направление учеников класса в советы дел, правильная организация каждого коллективного творческого дела, помощь в работе старосты.
Организация дежурства по классу, по школе.
Соблюдение санитарного состояния прикрепленного кабинета.
Забота о внешнем виде воспитанников.
Организация питания.
Забота о финансовом обеспечении классных нужд.
2. Организация учебной работы классного коллектива и отдельных учащихся.
2.1. Строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель несет личную ответственность за пропуски учащимися уроков без уважительных причин.
Забота о заболевших школьниках, пропустивших много уроков, обеспечение им помощи в учебе, передачи уроков и домашних заданий, внимания товарищей по классу.
Создание обстановки, благоприятствующей учебе.
Координация деятельности учителей, работающих в классе (регулирование отношений, коррекции, помощи в учебе; проведение мини-педсовета учителей, работающих в классе).
Работа с ученическими дневниками, контакт с родителями по поводу успеваемости школьника.
Создание условий для развития наиболее одаренных детей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлечение в кружки, факультативы, конкурсы, олимпиады, смотры, организация экскурсий, посещений выставок, дальних поездок и т.п.).
Развитие умения научно организовать умственный труд (цикл бесед, рекомендации, индивидуальная работа, привлечение к работе психолога).
Забота о круге чтения (рекомендации учителей предметников, знакомство с кругом чтения, помощь в выборе книг, коррекция).
3. Организация внеучебной жизни классного коллектива
Создание микроклимата в классе, формирование межличностных отношений, их коррекция, регулирование взаимоотношений.
Развитие умений общаться, воспитание ответственности перед коллективом через порученное дело, помощь в его исполнении, контроль за его исполнением.
Организация творческих дел в классе с привлечением отдельных учащихся или всего коллектива класса.
Всемерное вовлечение в общественно-полезную деятельность, воспитание доброты и милосердия.
Охрана здоровья с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья, вовлечение в физкультурную, спортивную работу.
Помощь в деятельности различных детских общественных организаций.
Поиск интересных форм, глубокого содержания каждого организуемого дела, определение целесообразности и целенаправленности при организации и проведении любой встречи
классного руководителя с классным коллективом (будь-то классный час, классное собрание, беседа, откровенный разговор, «огонек» и т.д.). (Проведение не менее одного тематического классного часа в месяц обязательно).
4. Изучение личности и коррекция в воспитании школьников
Изучение личности школьников в соответствии с имеющимися методиками, с учетом мнения учителей, работающих в классе, и родителей.
Работа с характеристиками учащихся, использование характеристик для коррекции личности воспитанника.
Организация нравственного воспитания.
Воспитание политической культуры.
Формирование эстетической культуры.
Воспитание ответственного отношения к труду и формирование трудовых навыков.
Привитие санитарно-гигиенических навыков.
5. Работа с родителями
Проведение тематических родительских собраний один раз в триместр и дня открытых дверей — один раз в полугодие.
Изучение условий воспитания в семье.
Индивидуальная работа с родителями.
Привлечение родителей для организации внеучебной деятельности классного коллектива.
Влияние на общение ребят с родителями.
III. ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
Классный руководитель является творцом интересных дел для детей и разнообразных форм работы. Приоритетными для современных школьников являются такие формы работы, как дискуссионные, игровые, состязательные, творческий труд, художественное творчество, ролевой тренинг, психологические, позволяющие осознавать самого себя. Выбор и создание новых форм определяется как целями воспитания конкретного коллектива, так и конкретными обстоятельствами. Обязательным является проведение одного тематического классного часа в месяц и двух—трёх дел в триместр.
IV. ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Классный руководитель обязан:
организовать учебно-воспитательный процесс в классе;
нести ответственность за состояние классного журнала;
нести ответственность за санитарное состояние прикрепленного кабинета;
изучать семейные и бытовые условия жизни воспитанников, поддерживая тесный контакт с родителями, оказывать родителям педагогическое содействие в воспитании ребенка;
вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами;
осуществлять постоянное изучение личности учащегося и корректировку его воспитанности;
фиксировать психологические и педагогические отклонения в развитии школьника, оповещать об этом администрацию и находить эффективные способы педагогической корректировки;
вести следующую документацию: тетрадь классного руководителя (ведение тетради произвольно и может варьироваться), технологическую карту организации взаимодействия классного коллектива (заполняется в течение года по установленной форме) и план проведения КТД на полугодие (заполняется произвольно в соответствии с технологической картой).
V. ПРАВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Классный руководитель имеет право:
вносить на рассмотрение администрации, научно-методического Совета или Совета школы, согласованные с коллективом класса, предложения;
приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу;
по согласованию с администрацией обращаться в комиссии, инспекции по делам несовершеннолетних, органы местной власти, в другие организации для решения вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся класса;
отказываться от несвойственных ему, лежащих за границами содержания его работы, поручений;
определять свободно индивидуальный режим работы с детьми;
вести опытно-эксперементальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;
выбирать форму повышения педагогического мастерства;
апеллировать к Совету школы в случае несогласия с оценками администрации, научно-методического Совета состояния воспитательной работы в классном коллективе, его результатов, уровня нравственной воспитанности учащихся.
VI. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Контроль ведения документации классного руководителя осуществляется директором школы и заместителем директора школы по воспитательной работе.
Основным критерием оценки работы классного руководителя является рост повышения воспитанности учащихся, их интеллектуальное, нравственное, эстетическое, правовое, половое и гигиеническое, а также мировоззренческое развитие.
Критерием оценки служат и меры развития классного коллектива, педагогическое мастерство классного руководителя и его активная жизненная позиция в жизни школы.
Таким образом, в предельно лаконичной форме содержание «Положения о классном руководителе школы» выносится в отдельный документ, который является локальным актом школьного Устава. При приеме на работу каждый педагог знакомится сданными обязанностями и ставит под ними подпись, которая говорит о том, что работник принимает указанные требования и обязуется их выполнять. Обязанности должны быть сформулированы максимально точно, конкретно, так чтобы в конце учебного года их исполнение можно было проверить.
4.2. Номенклатура дел классного руководителя
Номенклатура дел классного руководителя составляется на основе его функциональных задач, согласуется с заместителем директора школы по воспитательной работе и утверждается руководителем образовательного учреждения.
Классный руководитель ведет (заполняет) следующую документацию:
Классный журнал.
Рабочая тетрадь классного руководителя.
План работы классного руководителя на учебный год.
План воспитательной работы с классным коллективом на учебный год.
Анализ воспитательного процесса в классе.
Личные дела учащихся.
Характеристика классного коллектива.
Характеристики учащихся.
Психолого-педагогические карты изучения личности учащихся.
Протоколы родительских собраний.
Дневники учащихся.
Папки с разработками воспитательных мероприятий, результатами классных педагогических и социально-психологических исследований.
Папки на каждого ученика (творческие работы, анкеты, тесты, сочинения, личные достижения).